Из чего состоит целостная стратегия информационной безопасности предприятия и есть ли в ней место для киберстрахования?

Кибератака 27 июня 2017 года вместе с Petya.A показали украинскому бизнесу, что шутки кончены. В этот день компании потеряли 8 млрд долл США, 75% инцидентов пришлось на Украину, пострадали 12 500 компьютеров. И это только официальные данные.

Нас поставили перед выбором: либо мы начинаем серьезно подходить к вопросу кибербезопасности в своей компании, в не зависимости от того, в какой сфере мы работаем, либо вместе с аудиторами будем считать убытки и отправлять сотрудников в бессрочный отпуск. И тут перед нами становится задача. Если мы голосуем в пользу кибербезопасности, то как правильно подойти к ее построению, из чего она состоит, и с чего начинать?

В общепринятой практике скелет информационной безопасности в компании состоит из трех основных факторов – корпоративные политики на случай кибератаки, обучение сотрудников, технологические решения – к которым сейчас присоединился и четвертый – киберстрахование.

Первый — выписанный и отработанный план непрерывной бизнес активности на случай кибератаки, а также ряд корпоративных политик кибербезопасности. Проще говоря, это инструкции и требования по доступу к компьютерным системам и руководства на случай кибер-инцидента, т.е. кто будет заниматься восстановлением систем, куда на это время переместится офис, на чьих компьютерах будут работать сотрудники, кто будет отвечать на звонки и прочее. Очень важно здесь не превратить составление и отработку такого документа в профанацию, ведь его наличие и реализуемость может существенно облегчить жизнь в случае очередного Petya или его брата.

Второй – обучение сотрудников основам кибербезопасности и грамотного поведения в сети. По статистике 55% убытков, связанных с нарушениями информационной безопасности, происходят по вине сотрудников. Смоделируем ситуацию. В офисе на полу лежит безымянная USB-флешка. Какая её дальнейшая судьба? Скорее всего ее подберет кто-то из персонала (и будем надеяться, что это не будет бухгалтер) и решит проверить, что на ней записано, вставив в компьютер. Всё. И это один из простейших примеров. Именно поэтому обучение персонала является важной составляющей стратегии кибербезопасности.

Третий – внедрение технологий защиты компьютерных систем. В зависимости от размеров предприятия и сферы деятельности. Для e-commerce важно защитить себя от DDoS-атак, для банков критичной будет защита персональных данных и операций в интернет-банкинге, для аудиторов – защита корпоративных конфиденциальных данных своих клиентов. Это последний и, как правило, самый крепкий барьер на пути злоумышленников к несанкционированному доступу к компьютерной системе. И именно серьезность подхода руководства компании к этому инструменту во многом определяет устойчивость бизнеса.

Но увы, и этого не всегда достаточно, для того чтобы, предотвратить кибератаку на предприятии. Остаются такие риски, как инсайдеры, системные уязвимости, например, в обновлениях, как это случилось с Petya, ну или кто-то всё-таки вставит USB-флешку. Именно поэтому четвертой составляющей общей стратегии кибербезопасности становится страхование кибер-рисков, которое по сути не создает физический барьер, но включается тогда, когда все остальные барьеры прорваны. А это, как показывает практика, рано или поздно происходит. Основная задача киберстрахования – удержать бизнес наплаву и оказать финансовую поддержку при наихудшем сценарии развития событий после кибератаки. Став жертвой киберинцидента, компании несут множество разных убытков и непредвиденных расходов:

  1. Перерыв в производстве. Простаивание бизнеса, например, для интернет-магазина может очень дорого обойтись его владельцам.
  2. Реагирование на кибер-инцидент. Как и при пожаре, при кибератаке нельзя все оставить, как есть, её надо ликвидировать. С этой целью привлекаются специалисты в сфере кибербезопасности для оперативного вмешательства и приостановления атаки.
  3. Утерянные электронные данные. Например, для бизнеса, который работает с розницей, потеря клиентской базы является весьма существенным ударом. Кроме того, её восстановление (если таковое вообще возможно) требует определенных затрат, как денежных, так и временных.
  4. Претензии третьих лиц. Если компания-аудитор подверглась кибератаке и в сеть утекли конфиденциальные данные ее клиента, то вполне вероятно, что аудитора будет ожидать судебный иск со всеми вытекающими расходами: адвокаты, юристы, судебные издержки, штрафы и прочее.
  5. Репутационный ущерб. Когда в сеть просачивается информация о том, что на банк была организована успешная кибератака, среди его клиентов часто наступает замешательство и беспокойство о сохранности своих денег и счетов, и после таких новостей банк теряет не только существующих клиентов, но и будущих. А чтобы восстановить свою репутацию банку придётся привлечь серьезные бюджеты и лучших PR-специалистов.

Это далеко не полный перечень того, с чем может столкнуться компания, пострадавшая от киберинцидента. Чем глубже в бизнес-процессы проникают технологии, тем изощренней становятся кибератаки, и тем непредсказуемей объемы убытков и расходов на борьбу с ними. Киберстрахование, как вид риск менеджмента, становится в некотором смысле суперзвездой на мировом финансовом рынке, и показывает ежегодный прирост близкий к приросту стартапов Силиконовой Долины. И не потому, что это «хайп». А потому, что это по-настоящему действенный механизм минимизации рисков компаний в киберпространстве.

Александра Гладышевская

Источник: https://delo.ua/tech/kak-zastrahovat-kompaniju-ot-kiberatak-334776/